Статьи
Статьи

Суть джаза. Часть 1. Описательные определения

Здесь я#nbsp;увидел превосходство примитивной музыки. Они играли то, чего хотели от#nbsp;них люди. Это попадало в#nbsp;цель. Их#nbsp;музыка нуждалась в#nbsp;отделке, но#nbsp;она была полна чувства и#nbsp;содержала самую сущность. Люди всегда будут платить за#nbsp;это деньги.

Уильям Кристофер Хэнди
Почему люди так внимательно слушают его игру? Потому#nbsp;ли, что он#nbsp;— великий артист? «Нет, просто потому, что я#nbsp;играю то, что они хотят от#nbsp;меня слышать.»

Луи Армстронг

Определения общими словами

Джаз#nbsp;— это особое и#nbsp;отличное от#nbsp;других искусство, к#nbsp;которому применимы только особые и#nbsp;отличные от#nbsp;других критерии. Подобно любому другому динамичному искусству эти особые качества джаза не#nbsp;могут быть описаны в#nbsp;нескольких словах. Историю джаза можно рассказать, могут быть выявлены его технические характеристики, можно также проанализировать реакцию, которую он#nbsp;вызывает у#nbsp;отдельных личностей. Но#nbsp;определение джаза в#nbsp;наиболее полном смысле#nbsp;— как и#nbsp;почему он#nbsp;даёт удовлетворение человеческим эмоциям#nbsp;— вероятно, никогда не#nbsp;может быть окончательно сформулировано.

Понять сущность джаза было всегда нелегко. Джаз любит окутывать себя тайной. Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, говорят, он#nbsp;ответил так: «Если вы#nbsp;спрашиваете, то#nbsp;вам этого никогда не#nbsp;понять». Утверждают, что Фэтс Уоллер в#nbsp;подобной#nbsp;же ситуации сказал: «Раз вы#nbsp;сами не#nbsp;знаете, то#nbsp;лучше не#nbsp;путайтесь под ногами». Если даже допустить, что эти истории выдуманы, в#nbsp;них, несомненно, отражено общее мнение о#nbsp;джазе музыкантов и#nbsp;любителей: в#nbsp;основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но#nbsp;нельзя объяснить. Всегда считалось, что самое загадочное в#nbsp;джазе#nbsp;— это особая метрическая пульсация, обычно именуемая «свингом».

Джаз как правило ассоциируется с#nbsp;тем, что было после эры свинга и#nbsp;поэтому кажется сложным, непонятным, чужим. В#nbsp;то#nbsp;же время в#nbsp;целом джаз#nbsp;— это история о#nbsp;жизни, рассказанная разными красками#nbsp;— с#nbsp;юмором, с#nbsp;иронией, с#nbsp;нежностью, с#nbsp;меланхолией, с#nbsp;драйвом…

Отличие от классики

Когда музыканты начали сочинять всё более сложные пьесы, которые должны были тщательно выписываться в#nbsp;партитурах, по#nbsp;ряду причин стало необходимым, чтобы эту музыку исполняли квалифицированные специалисты под руководством великих дирижёров в#nbsp;больших залах после интенсивной подготовки для пассивно участвующей аудитории слушателей. Это неизбежно привело классическую музыку к#nbsp;потере таких важных музыкальных характеристик, как спонтанная импровизация, групповое участие в#nbsp;исполнении и#nbsp;других качеств прямой и#nbsp;непосредственной коммуникации между самими музыкантами и#nbsp;слушателем. Однако, общий выигрыш от#nbsp;стремительного развития гармонии в#nbsp;дальнейшем превзошёл эти недостатки. Классическая музыка создала своеобразный, ранее неизвестный структурный словарь на#nbsp;формальном и#nbsp;интеллектуальном уровне, который способен связать воедино (для тех, кто сам расположен к#nbsp;его пониманию) огромный диапазон человеческих чувств и#nbsp;эмоций.

Искренность

…В результате этого на#nbsp;свет появилась джазовая гамма со#nbsp;своими отличительными характеристиками, т.#nbsp;е. двумя «блюзовыми» нотами и#nbsp;общей «блюзовой» тональностью.

Джазовая гамма явилась новым и#nbsp;примечательным достижением в#nbsp;истории музыки вообще и#nbsp;в#nbsp;американской музыке в#nbsp;частности. Наряду с#nbsp;исследованием Метфессела, посвящённом тому, как различные элементы функционируют в#nbsp;действительном блюзовом пении, эта гамма даёт нам возможность понять решающее различие между джазом и#nbsp;классической музыкой. Кроме того, она глубоко проникла и#nbsp;в#nbsp;нашу популярную музыку. Помимо главного различия в#nbsp;области ритма, мелодия и#nbsp;даже гармония джаза явно отличаются от#nbsp;классических стандартов, которые в#nbsp;обоих случаях не#nbsp;могут быть полностью применены. Что#nbsp;же касается особой выразительности, которая проистекает из#nbsp;суммы этих различий, то#nbsp;она принадлежит целиком одному джазу.

Важнейшим следствием этой выразительности является уникальная непосредственность, прямое общение между людьми, которое возникает в#nbsp;джазе. Существует довольно распространённое отношение к#nbsp;джазовому и#nbsp;к#nbsp;народному искусству вообще, которое заключается в#nbsp;том, что они не#nbsp;требуют специального изучения#nbsp;— другими словами, их#nbsp;достоинства и#nbsp;недостатки якобы можно легко понять и#nbsp;без детального ознакомления. Но#nbsp;если вы#nbsp;тщательно прослушаете импровизацию джазмена, то#nbsp;вы#nbsp;сможете даже сказать, что он#nbsp;ел#nbsp;за обедом, настолько выразительно это искусство общения. (Существует легенда о#nbsp;том, что в#nbsp;конце 30-х гг., когда Луис Армстронг записал ряд прекрасных исполнений, он#nbsp;в#nbsp;это время переживал свой медовый месяц в#nbsp;4-й раз.) Во#nbsp;всяком случае, связь и#nbsp;общение между людьми в#nbsp;джазовой музыке часто носят прямой и#nbsp;непосредственный характер, между ними образуется ясный и#nbsp;искренний контакт.

Европа, Африка и джаз

Различия между джазом и#nbsp;европейской музыкой, о#nbsp;которых говорилось выше, относятся к#nbsp;области музыкальной техники, но#nbsp;между ними есть и#nbsp;социальные отличия, определить которые, пожалуй, ещё труднее. Большинство джазменов любит работать перед публикой, особенно танцующей. Музыканты ощущают поддержку публики, которая вместе с#nbsp;ними полностью отдаётся музыке.

Этой особенностью джаз обязан своему африканскому происхождению. Но#nbsp;несмотря на#nbsp;наличие африканских черт, о#nbsp;которых сейчас модно говорить, джаз#nbsp;— это не#nbsp;африканская музыка, ибо слишком много унаследовано им#nbsp;от#nbsp;европейской музыкальной культуры. Его инструментовка, основные принципы гармонии и#nbsp;формы имеют скорее европейские, чем африканские корни. Характерно, что многие видные пионеры джаза были не#nbsp;неграми, а#nbsp;креолами с#nbsp;примесью негритянской крови и#nbsp;обладали скорее европейским, чем негритянским, музыкальным мышлением. Коренные африканцы, прежде не#nbsp;знавшие джаза, не#nbsp;понимают его, точно так#nbsp;же теряются джазмены при первом знакомстве с#nbsp;африканской музыкой. Джаз#nbsp;— это уникальный сплав принципов и#nbsp;элементов европейской и#nbsp;африканской музыки. Зелёный цвет индивидуален по#nbsp;своим свойствам, его нельзя считать всего лишь оттенком жёлтого или синего, из#nbsp;смешения которых он#nbsp;возникает; так и#nbsp;джаз не#nbsp;есть разновидность европейской или африканской музыки; он, как говорится, есть нечто sui generis. Это верно прежде всего в#nbsp;отношении граунд-бита, который, как мы#nbsp;увидим позднее, не#nbsp;является модификацией какой-либо африканской или европейской метроритмической системы, а#nbsp;коренным образом отличается от#nbsp;них, и#nbsp;прежде всего своей значительно большей гибкостью.

Форма музыкального произведения европейского типа обычно имеет определённую архитектонику и#nbsp;драматургию. Она, как правило, содержит построение в#nbsp;четыре, восемь, шестнадцать и#nbsp;более тактов. Маленькие построения объединяются в#nbsp;большие, те#nbsp;в#nbsp;свою очередь#nbsp;— в#nbsp;ещё более крупные. Отдельные части повторяются, и#nbsp;форма произведения развёртывается в#nbsp;процессе чередования напряжений и#nbsp;спадов. Этот процесс направлен к#nbsp;общей кульминации и#nbsp;завершению. Данный тип музыки, использующий разнообразные средства выразительности, был#nbsp;бы совершенно непригоден для приведения человека в#nbsp;экстатическое состояние: для этой цели нужна музыкальная структура, предполагающая непрерывное повторение материала без смены настроения.

Эта связь африканской музыки с#nbsp;экстатическим состоянием, с#nbsp;одной стороны, и#nbsp;пентатоникой и#nbsp;мобильной интонацией#nbsp;— с#nbsp;другой, отразилась позднее в#nbsp;джазе. Внимательный человек без труда заметит, что тенденция к#nbsp;полному погружению в#nbsp;музыку, которая обычно сочетается с#nbsp;продолжительным и#nbsp;нередко требующим атлетической выносливости танцем, свойственна всем видам американской музыки, имеющим африканские истоки, таким, как джаз, рок, госпел-сонг, свинг.

Ритм как отличительная особенность

Любая джазовая музыка, заслуживающая упоминания, характеризуется, прежде всего, горизонтальным течением своих ритмов, ибо (в#nbsp;противовес классической музыке) постоянное использование ритмических акцентов при игре на#nbsp;любом инструменте является как раз главной отличительной особенностью джаза.

Свинг

При импровизации джазмен обычно совершает более тонкие и, возможно, не#nbsp;поддающиеся анализу разделения доли на#nbsp;две части. Более того, с#nbsp;помощью различного рода подчёркиваний и#nbsp;акцентов он#nbsp;придаёт каждой части разный оттенок. Делается это, как правило, бессознательно#nbsp;— музыкант просто пытается свинговать. Если вы#nbsp;попросите его сыграть пары восьмых ровно или сочетания восьмых с#nbsp;точкой и#nbsp;шестнадцатых, как в#nbsp;нотной записи (то#nbsp;есть так, как#nbsp;бы их#nbsp;сыграл музыкант симфонического оркестра), то#nbsp;свинга не#nbsp;будет, а#nbsp;вместе с#nbsp;ним исчезнет и#nbsp;джаз. Возможно, большинство звуков в#nbsp;джазе являются цепочками вот таких пар, падающих на#nbsp;одну долю. Один из#nbsp;способов, которыми джазовый музыкант отрывает эти последовательности звуков от#nbsp;основной метрической пульсации, заключается в#nbsp;том, что он#nbsp;делит их#nbsp;в#nbsp;неизмеримой пропорции и#nbsp;причудливо акцентирует. Ритмический рисунок таких последовательностей чем-то напоминает «качание», которое можно уподобить попеременному движению на#nbsp;шаг вперёд и#nbsp;полшага назад. Неудивительно, что в#nbsp;танцах под джазовую музыку так много покачиваний и#nbsp;смен плавных и#nbsp;рывковых движений.

Определение

Джаз является особым и#nbsp;отличным от#nbsp;других видом искусства, о#nbsp;котором следует судить только по#nbsp;особым, отличным от#nbsp;других критериям. Соединив вместе эти и#nbsp;другие замечания, которые были сделаны на#nbsp;протяжении данной книги, мы#nbsp;можем в#nbsp;общих чертах определить джаз как полуимпровизационную американскую музыку, отличающуюся непосредственностью связей, свободным использованием выразительных характеристик человеческого голоса и#nbsp;сложным, текучим ритмом. Эта музыка является результатом 300-летнего слияния в#nbsp;США европейских и#nbsp;западно-африканских музыкальных традиций, а#nbsp;её#nbsp;главными компонентами служат европейская гармония, евро-африканская мелодия и#nbsp;африканский ритм.

Блюз и джаз

До#nbsp;последнего времени большинство джазовых критиков считало, что блюз является составной частью джаза#nbsp;— не#nbsp;просто одним из#nbsp;его корней, но#nbsp;и#nbsp;живой ветвью его древа. Сегодня уже очевидно, что у#nbsp;блюза есть свои традиции#nbsp;— они пересекаются с#nbsp;джазовыми, но#nbsp;отнюдь не#nbsp;совпадают с#nbsp;ними. Блюз имеет своих последователей, своих критиков и#nbsp;своих историков, которые не#nbsp;обязательно знают и#nbsp;любят джаз. И#nbsp;наконец, блюз имеет своих собственных исполнителей, не#nbsp;имеющих с#nbsp;джазом ничего общего,#nbsp;— примерами могут служить Би#nbsp;Би#nbsp;Кинг, Мадди Уотерс и#nbsp;Бо#nbsp;Диддли.

Тем не#nbsp;менее эти два музыкальных жанра имеют множество точек соприкосновения. Джаз#nbsp;— отчасти дитя блюза; но#nbsp;позднее ребёнок стал оказывать серьёзное влияние на#nbsp;родителя. Современное исполнение блюза отлично от#nbsp;традиционного, и#nbsp;многие из#nbsp;новшеств выработаны джазовыми музыкантами.