Школа джазовых танцев МСДК
статьи
Билл «Боджанглс» Робинсон
Статья подготовлена Инной Шамшиной
Билл «Боджанглс» Робинсон (урождённый Лютер Робинсон; 25 мая 1878 — 25 ноября 1949) — американский танцор тэпа, актёр и певец, самый известный и высокооплачиваемый афроамериканский артист в США в первой половине XX века. Его карьера началась в эпоху шоу менестрелей, продолжилась в водевиле, на Бродвее, кино и телевидении, радио и в индустрии звукозаписи. Эта карьера отражала изменения во вкусах публики и технологиях, но неизменно сохраняла узнаваемый стиль.
Робинсон использовал свою популярность, чтобы преодолеть для остальных многочисленные расовые барьеры. Он стал одним из первых исполнителей в менестрель-шоу и водевилях, выступавшим без использования блэк-фейса, а также выступал сольно (вопреки правилу, по которому людям с не белым цветом кожи это было запрещено). Билл — один из первых темнокожих исполнителей главных ролей в бродвейских шоу. Он также был первым, кто снялся в фильме с межрасовым танцевальным дуэтом (с актрисой Ширли Темпл).

Робинсона критиковали за то, что временами его поведение, номера и роли выглядели как проявление стереотипов об афроамериканцах того времени. Иногда его даже называли Дядей Томом (по названию одного из таких образов). Билл очень на это обижался: критики недооценивали трудности, с которыми сталкивались в то время афроамериканские исполнители, пробиваясь и работая в почти полностью «белой» культуре, и обесценивали его многочисленные усилия по преодолению расовых предрассудков.

Помимо танцевальных достижений, которые помогли в дальнейшем другим темнокожим исполнителям, Билл Робинсон во главе публичного движения добился принятия на работу в полицейский департамент Далласа первого темнокожего полицейского. Во время Второй Мировой войны он требовал от президента Рузвельта одинакового отношения к военнослужащим вне зависимости от их цвета кожи. На его благотворительных мероприятиях присутствовали все желающие, без какой-либо сегрегации.

Известно множество историй, когда он помогал другим, напрямую или вовлекая в свои собственные мероприятия (иногда смешные, если описывать со стороны). Но он реально выручал людей. Например, после возвращения бегуна Джесси Оуэнса с Олимпиады 1936 года, где тот выиграл 4 медали посреди нацистской Германии (будучи темнокожим спортсменом) выяснилось, что большинство предложений о работе оказались рекламным трюком. Билл Робинсон подружился со спортсменом и организовал для него серию показательных забегов, которые помогли Джесси заработать. Бытовало мнение, что Робинсон использовал атлета для зрелищности и привлечения публики, заставляя, например, того бегать против лошади. Но Джесси Оуэнс считал, что Билл выручил его в трудную минуту и даже подарил одну из своих золотых медалей в знак благодарности.

(Билл Робинсон слева и Джесси Оуэнс — справа)
К сожалению, несмотря на то, что Робинсон был самым высокооплачиваемым темнокожим исполнителем своего времени, когда в 1949 году он скончался от сердечной недостаточности, у него не было ни цента. Его похороны были оплачены старым другом Эдом Салливаном, журналистом и телеведущим, который хотел, чтобы Билла проводили подобающе его заслугам.

Робинсон был популярной фигурой в мире шоу-бизнеса. Многие более поздние звёзды сцены, кино и телевидения были благодарны ему за поддержку и вдохновение. Среди них — Фред Астер, Элеонора Пауэлл, Лена Хорн, братья Николас. Сэмми Дэвис-младший и Энн Миллер отзывались о нём как об учителе и наставнике, а Миллер говорила, что он изменил ход её жизни.

С 1989 года 25 мая (День Рождения Билла) отмечается в Штатах (и всеми желающими по всему миру) как Национальный день тэпа.

~
Ранние годы и начало карьеры
Билл «Боджанглс» Робинсон родился 25 мая 1878 года в Ричмонде, штат Вирджиния. Его родители умерли, когда мальчику было 6 лет, и Билли вместе со своим братом перешёл под опеку бабушки. Ей было не особо много дела до воспитания двух сорванцов, которые большую часть времени проводили на улицах. О ранних годах Билла известно мало, в основном, из его рассказов, причём иногда противоречивых.

Известно, что он так не любил имя Лютер, данное ему при рождении, что убедил (разными способами, на какие способен озорной мальчишка) своего брата поменяться именами. :) Так Лютер стал Уильямом (Биллом) Робинсоном, а его брат — Перси Робинсоном (и под этим именем приобрёл достаточную известность как музыкант).

Кстати, сам Робинсон говорил, что именно в детстве к нему прицепилось прозвище «Bojangles», что означало «забияка» или «задира», вопреки всем остальным версиям.

С 5 лет Билл выступал на улицах, в пивных и перед театрами. У театра в Ричмонде его заметил один из промоутеров и взял на работу «пиканини» в местное шоу менестрелей. «Пиканини» был таким стереотипным образом привлекательного, но неумного/бедного/нечистого (добавьте на выбор) темнокожего ребёнка, участвовавшего в сценках шоу.

В 12 лет Билл сбежал в Вашингтон, где работал на ипподроме и даже подрабатывал жокеем. Также зарабатывал танцами на улицах или продавал газеты. Позже он повторно устроился пиканини в шоу менестрелей, где продержался ещё год — пока не стал выглядеть слишком взросло.

В 1898 поступает на службу в армию США в качестве стрелка и принимает участие в Испано-американской войне.

По возвращению в 1900 Билл принимает участие в танцевальном конкурсе в Бижу-театре, где побеждает Гарри Суинтона, считавшегося одним из лучших танцоров своего времени, и завоевывает золотую медаль. Полученная благодаря этому известность помогла ему найти работу в нескольких разъездных шоу, причём не только танцором, но и певцом, и комедиантом.

К 1912 году Робинсон был полноправным партнёром в танцевальном дуэте, который стоял в расписании двух театров. После того как дуэт распался в 1914 году, Робинсон начал работать с менеджером Марти Форкинсом, который стал делать упор на Билла как на сольного исполнителя. При этом увеличения гонорара до 3500 долларов в неделю и большого количества выступлений они добились, фактически придумав, что Билл уже был сольным артистом. Так Билл Робинсон стал первым темнокожим артистом, нарушившим правило «двух чёрных» на одной сцене.

Во время Первой Мировой войны Билл бесплатно выступал перед солдатами, вне зависимости от цвета кожи, в учебных лагерях, чем заслужил благодарность Военного министерства в 1918.
В начале 1920-х годов Робинсон продолжал свою карьеру в качестве сольного водевильного актёра, гастролируя по США и задерживаясь в Чикаго, где жил его менеджер. С 1919 по 1923 год он выступал в «Orpheum Circuit», а в 1924 и 1925 — в «Keith Circuit». У него был ангажемент на 50−52 недель в году, иногда по несколько выступлений за одну ночь на разных сценах. Однако, как заядлый бейсбольный болельщик, он брал недельный отпуск на время финала каждого сезона.

В 1918 году в театре «Палас» в Нью-Йорке Робинсон исполнил свой знаменитый танец с лестницей. У него даже был набор разных лестниц, чтобы разнообразить номер. Билл претендовал на право считаться автором номера и даже пытался запатентовать его. По рассказам Билла, идея пришла к нему в тот момент, когда он был удостоен чести быть представленным королю Англии. Монарх стоял на самом верху лестницы, и Робинсон неожиданно для себя затанцевал: ноги сами понесли его таким образом, чтобы поскорее добраться наверх к королю. Получить патент не получилось, но именно этот номер сквозь года остался визитной карточкой Билла Робинсона и стал неотъемлемой частью его выступлений.

(Танец с лестницей, запись 1932 г.)
На Бродвее

В 1928 на Бродвее было поставлено ревю с темнокожими исполнителями для белой публики «Blackbirds of 1928» с Аделаидой Холл и другими звёздами. Однако публика принимала его вяло, пока импрессарио не добавил туда Билла Робинсона в качестве «дополнительного аттракциона». Получилось так удачно, что шоу потом шло больше года при полном аншлаге.

В 1939 году Робинсон вернулся на Бродвей в «Hot Mikado» — джазовой версии оперетты Гилберта и Салливана. Исполнение Робинсоном в образе Императора номера «My Object All Sublime» остановило шоу: его 8 раз вызывали на бис. После Бродвея шоу поехало на Всемирную ярмарку в Нью-Йорке в 1939 году и стало одним из главных хитов. 25 августа 1939 года был объявлен на ярмарке Днем Билла Робинсона.
Следующее бродвейское шоу Робинсона, «All in Fun» (1940), было с полностью белым составом. Когда после плохих отзывов белые звёзды начали отказываться от участия, Робинсон стал центром шоу и, таким образом, стал первым афроамериканцем в главной роли в полностью белой постановке. Хотя критики были в восторге именно от Робинсона, «All in Fun» закрылся после четырёх представлений.

Ещё одной постановкой Робинсона на Бродвее стала музыкальная комедия «Memphis Bound» в 1945 году. В ней был задействован полностью «чёрный» состав, а Робинсон играл главную роль.
В кино

После 1932 года популярность сценических ревю пошла на убыль, но Билл Робинсон оставался в моде ещё более десяти лет, благодаря четырнадцати кинокартинам, снятых такими компаниями, как RKO, 20th Century Fox и Paramount Pictures.

Дебют Робинсона в кино состоялся в 1930 году в мюзикле «Dixiana».

За дебютом последовала первая главная роль в фильме «Harlem Is Heaven» («Гарлем — это рай», 1932). Фильм был снят в Нью-Йорке и не принёс особо прибыли, после чего следующие кинопроекты Билла были связаны уже с Голливудом.
(кадр из фильма «Dixiana»)
Продюсеры студии Fox хотели найти темнокожего танцора в пару к кинозвёздочке Ширли Темпл. Чтобы его утвердили на роль, Билл прошёл тест на способность играть в кино и только после этого с ним подписали контракт.

По сценарию Билл должен был исполнить с девочкой свой знаменитый танец на лестнице. Но даже учитывая то, что Ширли уже к тому моменту сыграла в 5 картинах, и в одной из них танцевала тэп, Биллу пришлось изменить номер, чтобы она смогла выучить его за отведённые пару дней. Наблюдая за тем, как она отрабатывает его хореографию, Робинсон изменил свою часть так, чтобы подражать её движениям, чтобы на плёнке казалось, что она имитирует его шаги. В фильме «The Little Colonel» («Маленький полковник», 1935) танец выглядел вот так:
Кстати, если Ширли Темпл на момент съёмок было 6 лет, то Биллу Робинсону — 57!

Робинсон и Темпл стали первой танцевальной межрасовой парой на экране. Однако для проката в южных штатах сцены, где Билл держал девочку за руку, вырезали, потому что там нельзя было показывать физический контакт между белыми и темнокожими.
(Билл и Ширли в фильме «The Littlest Rebel» (Маленькая бунтарка), 1935)
Они снялись вместе в четырёх фильмах и стали друзьями на всю жизнь. Билл носил фотографию девочки в кошельке, а Ширли тепло вспоминала о нём и называла лучшим из всех.
Робинсон отказывался играть стереотипные роли, которые предлагали темнокожим актёрам. Он согласился сыграть мэра Гарлема в одном из фильмов, потому что он и был им в жизни: в 1933 году он был провозглашён почётным мэром Гарлема и очень серьёзно относился к этой роли, отправив отчисления более чем с трёх тысяч выступлений на пользу местных жителей.

В другом фильме у него была романтическая роль вместе с актрисой Фреди Вашингтон — это стало возможным, когда ушёл в прошлое запрет показывать умные, взрослые, ну, в общем, положительные и счастливые романтические отношения между темнокожими мужчиной и женщиной.

Последней работой Робинсона в кино стала главная роль в мюзикле «Stormy Weather» (Дождливая погода, 1943). События фильма частично основаны на жизни самого Билла. Вместе с ним в фильме снялись Лина Хорн, Кэб Кэллоуэй и братья Николас, также последнюю свою кинороль исполнил Фэтс Уоллер.

В 2001 году этот фильм был отобран для сохранения в Национальном реестре фильмов США Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». В нём невероятное количество запоминающихся танцевальных сцен.
(Билл Робинсон и The Tramp Band в «Stormy Weather». Обратите внимание, что Билл использует песок, чтобы достичь характерного звука. Эту сцену ещё называют «Sand Dance»).
Радио и звукозаписи

С 1936 года и до своей смерти в 1949 году Робинсон много выступал на радио и иногда на телевидении. Даже на радио он исполнял именно тэп, а также пел, рассказывал истории и анекдоты. Он обращался напрямую к слушателю (а не абстрактно рассказывал что-то), что также было редкостью для темнокожего исполнителя в то время. Именно благодаря радио стало широко известно придуманное Робинсоном слово «copasetic», которое он начал использовать еще в водевилях, а в 1934 его добавили в словарь Вебстера!

В биографии Робинсона приводится такая история. Билл жевал горох на рынке Джефферсона, когда к нему подошел репортёр и спросил, как он себя чувствует, и в голове Билла моментально созрел ответ: «I'm copasetic», — что означало «в высшей степени превосходно, замечательно».
Билл был активен всю свою жизнь. Свои 61 он отметил, пробежав 61 блок в Гарлеме спиной вперёд. Ему даже принадлежал мировой рекорд Гиннесса по бегу спиной вперёд: 100 ярдов за 13,5 секунды, который был установлен в 1922 году. Рекорд продержался аж до 1977 года. Билл был известен вспыльчивым нравом, легко вступал в конфликты и выпивал, но при этом отличался щедростью и вниманию к ближним и их проблемам, был известен своей готовностью помочь.

Последнее появление Робинсона на публике случилось в 1949 году, за несколько недель до его смерти — это был неожиданный визит на шоу талантов Теда Мака, где он эмоционально обнял исполнителя тэпа на сцене после выступления.

Билл умер 25 ноября 1949 года от сердечной недостаточности. Во время похорон его тело покоилось в оружейной палате 369-го пехотного полка в Гарлеме, где только там примерно 32 000 человек прошли мимо его открытого гроба, чтобы отдать последние почести. Ещё больше встречали процессию по пути следования через город. Школы в Гарлеме были закрыты на полдня, чтобы дети могли посетить похороны или послушать трансляцию по радио.
(Похоронная процессия едет через Нью-Йорк)
На момент смерти Билл Робинсон был счастлив в третьем браке с танцовищей и хореографом Элейн Плейнс.

Робинсон был почётным мэром Гарлема, пожизненным членом ассоциаций полицейских и различных братств, одним из основателей Гильдии темнокожих актёров Америки, а также талисманом спортивной команды «New York Giants».

5 декабря 1949 года, через семь дней после похорон, был организован знаменитый «Copasetics»: «социальный, дружеский, благотворительный клуб» музыкантов и исполнителей тэпа, призванный сохранить память о Билле Робинсоне.

Девизом клуба стало Робинсоновское «Everything's Copasetic».

В 1989 году Сенат и Палата представителей США объявили 25 мая Национальным Днём тэпа. Это произошло в День рождения Билла.