Вокруг имени Бикса Байдербека много догадок и домыслов от тех, кто когда-то что-то слышал или видел… Он кажется легендарным, полумифическим персонажем. Но он таким был уже и при жизни, благодаря своему таланту.
Идеализировать его — это одна крайность. Другая крайность (и жестокость), с которой я столкнулась, изучая материалы — признавая выдающийся талант, Биксу словно бросают в упрёк то, что он не смог этот талант пронести через всю жизнь, что он был так слаб и сдавался на волю компании и выпивки, а не… (заполни скобки тем, что лучше делает сын маминой подруги). В худших случаях при этом ещё и указывают, что «а вот такие-то…смогли». Так тоже нехорошо.
Мы — это смесь наших достоинств и недостатков. Мы всегда знаем, как было бы лучше, оглядываясь в прошлое, спустя время. В нас горят наши желания. Мы можем творить при их помощи, и тогда это огонь вдохновения. А бывает, что что-то происходит не то или по совокупности — всё не то (время, условия, возможности…) — и тогда этот огонь может спалить дотла своего обладателя.
Бикс сделал мало, если соизмерить его талант с недолгой бурной жизнью. Нам всегда хочется, чтобы талантливые люди прожили подольше и сделали больше, чтобы сказка продолжалась и заканчивалась хорошо. Бывает и такое. Но сказки с грустным концом тоже порой имеют над нами свою чарующую власть. Таких сказок о джазовых музыкантах не одна и не две.
Однако то, что Бикс сделал за короткие годы своей жизни, оказалось достаточным, чтобы сделать его недосягаемой звездой: им восхищаются музыканты и слушатели.
Бикс Байдербек — это вся совокупность историй о нём. Может быть, кто-то слышал, что в Америке самогон называли moon shine — «лунный свет». Вот и Бикс был таким «лунным светом» — это и история про зависимость, податливость, и история про плохой алкоголь, и история про яркое сияние среди прочих звёзд. Он был и трубачом, и пианистом, и алкоголиком, и композитором, и просто не особо счастливым молодым человеком, который играл так, что плакал даже Луи Армстронг, и который не мог два раза одинаково сыграть собственные произведения. А сыграть так, как он, до сих пор не может никто.