Школа джазовых танцев МСДК
СТАТЬЯ
Размышления:
О природе (пьюр) бальбоа
«Размышления» — это новая серия статей, которые представляют собой собрание некоторых мыслей о различных аспектах свинговых танцев
АВТОР СТАТЬИ БОББИ УАЙТ
ПЕРЕВОД ОЛЬГИ МАРЬИНОЙ
ОРИГИНАЛ СТАТЬИ
12 апреля 2013 г.
Фотография любезно предоставлена Бет Гроувер
Недавно Ник Уиллиамс написал у себя в фейсбуке пост: «Танцоры бальбоа, нам надо поговорить. Как вы думаете, что такое пьюр бальбоа?» Он был отчасти расстроен тем, что люди делают во время соревнований по пьюр бальбоа, и я здесь согласен с ним, часто это совсем не то, что большинство из нас, преподавателей балсвинга, подразумевают под пьюр бальбоа.
Как бы то ни было, я ответил на этот пост приблизительно следующими словами, и я думаю, это был неплохой быстрый ответ тем людям, которые хотят узнать, что же такое пьюр бальбоа, и чем он отличается от балсвинга.

Когда я начал участвовать в соревнованиях по балсвингу, в некоторых из них всё ещё был (и всё ещё есть) пьюр бальбоа раунд. В то время, приблизительно в 2003 году, как я помню, основной совет был такой: «Пьюр бальбоа означает близкая позиция (контакт в области грудной клетки). Не открывайте пару.» Возможно, мне дали ещё какой-то более сложный совет, но я запомнил именно этот — «контакт в области грудной клетки» (и это, вероятно, видно по моим ранним соревнованиям по пьюр бальбоа). Сейчас я рад, что понимаю гораздо бóльшую разницу между этими двумя танцами, которые олдтаймеры называли бальбоа и балсвинг.

Любой танец существует по вполне определённой причине. Я имею ввиду, что каждое танцевальное направление имеет свою собственную природу, которая делает его именно этим танцем, а никаким другим. Сущность бальбоа была сформирована окружающей обстановкой. Это было то, что танцевали в переполненных залах, отсюда необходимость близкой позиции. В переполненных залах не было видно работы ног, поэтому это не тот танец, где показывали красоту вариаций в ногах. В переполненных залах невозможно было наблюдать за танцорами, поэтому это был танец не для зрителей, а про общение внутри пары, без вовлечения кого-либо ещё. Бальбоа был танцем свиданий, танец при пиджаке, галстуке, юбке и каблуках, отсюда идёт компактность танца, чтобы меньше потеть. Эти границы придали танцу соответствующую форму и помогли развить другие аспекты этого стиля: при таких условиях было естественно «шаффлить» по полу, играть с ритмами и переносом веса, а небольшие изменения в направлении делали танец интересным в ограниченном пространстве. Итак, вы видите, что пьюр бальбоа имеет весьма конкретную природу.

UPD: После дальнейших раздумий и обсуждений с преподавателями и историками бальбоа на бальбоа эксперименте (прим. переводчика: танцевальный лагерь, проводимый в США) у меня появилось несколько небольших дополнений к описанию выше. Хотя пьюр бальбоа не являлся танцем для того, чтобы блистать и пускать пыль в глаза, многим парам было далеко не всё равно, как они выглядели со стороны. И многие имели очень жёсткое мнение о том, каким должно быть бальбоа и каким не должно. Поэтому не совсем точно говорить, что это был танец только про контакт внутри пары. Однако это точно не был танец для зрителей, в том смысле, что он не предполагался для развлечения или приведения в восторг публики. Многим танцорам просто нравилось выглядеть хорошо и они считали, что танцу необходима определённая эстетика. (16/05/13)

Вот здесь можно ознакомиться, как танцевали (пьюр) бальбоа в те времена.

Далее, в какой-то момент в 30-х годах, танцоры экспрессивного танца в открытой позиции, называемого «свинг», начали добавлять в него фигуры из бальбоа, то, что уже знали или видели, и, таким образом, расширили количество фигур в своём танце. (Примечание: для природы свинга была характерна выразительность, как парная, так и индивидуальная, и поэтому он считался гораздо более зрелищным). Это положило начало превращению свинга в то, что сегодня мы знаем под именем балсвинг. Но не стоит обманываться этим двойным именем. Именно танец свинг превратил бальбоа фигуры в более соответствующие своей экспрессивной и в какой-то мере сумасбродной сущности, а не наоборот. Вот поэтому важно следующее: почти каждый из нас в современном танцевальном сообществе — это танцор свинга, который также знает немного пьюр бальбоа, но не танцор пьюр бальбоа. Я знаю совсем немного людей, которые посвятили свою танцевальную карьеру в основном только пьюр бальбоа, в соответствии с его сущностью, описанной ранее.

В современные соревнования часто включают кусочки с пьюр бальбоа, чтобы почтить танцевального собрата балсвинга (если, конечно, его так можно назвать), а также, вероятно, из-за желания «сохранить этот танец живым». Но, возможно, будет слишком эзотеричным проводить соревнования чисто по пьюр бальбоа, особенно когда, с одной стороны, от большинства участников ожидают понимания того, что делает пьюр бальбоа отдельно стоящим танцем, отличающийся от балсвинга, а с другой стороны, очевидно, редко объясняют эти различия на занятиях или во время соревнований. (Я слышал истории о том, что многие олдтаймеры приходили в замешательство, когда им говорили, что у нас есть соревнования по пьюр бальбоа — они думали, мы не понимаем главного. Основываясь на сущности пьюр бальбоа, описанной выше, смысл проводить такие соревнования есть, но только чтобы проверить знание этого танца и/или продемонстрировать зрителям то, как это выглядело раньше. К сожалению, если у студентов нет соответствующих знаний о предмете, то такая демонстрация скорее приведёт к заблуждениям.)

Результатом всего этого стало то, что большинство соревнующихся в пьюр бальбоа раунде танцуют то, что я бы назвал «балсвинг в закрытой позиции». Они привлекают внимание, проделывая супер крутые вариации, причём каждый сам по себе, даже иногда ухитряются вставлять поддержки и трюки; просто делают всё это, сохраняя близкий контакт с партнёром. (Некоторые судьи, которых я знаю, вообще не засчитывают эти части, другие просто относятся к ним, как к соревнованиям по балсвингу, есть и те, которые дают дополнительные баллы за пьюр бальбоа, но не учитывают это при конечном выставлении оценки.)

Некоторые люди рассматривают такое танцевание как результат совершаемой ими эволюции и описывают его как «пьюр бальбоа тогда и пьюр бальбоа сейчас», но я считаю это ложным отношением к таким вещам. Безусловно, мы можем изменять и развивать танцевальную форму, сохраняя при этом её сущность, как мы это делаем в линди хопе или балсвинге. Но если вы меняете саму сущность танца, думаю, тогда, вы официально перестаёте танцевать этот танец, вы танцуете что-то другое. (Отсюда следует, что современный танцор, который делает яркий футворк и привлекает внимание индивидуальным танцеванием, при этом сохраняя контакт в области грудной клетки, на самом деле, танцует балсвинг в закрытой позиции, но вовсе не пьюр бальбоа.)

Но это не совсем их вина, и, возможно, едва ли их вина. Если мы, как преподаватели и организаторы, ожидаем, что другие должны знать то, что мы подразумеваем под словом «пьюр бальбоа», тогда это наша ответственность сделать это очевидным. Я знаю, что Кейт и я, а также некоторые другие преподаватели открыто говорят об этих вещах. И я знаю, что многие организаторы топовых балсвинговых соревнований обсуждали (и продолжат обсуждать) эту тему со своими преподавателями и другими сотрудниками. Поэтому, я надеюсь, мы, всё-таки, продолжаем работу над сохранением сущности танца, известного как пьюр бальбоа, и при этом развиваем его и обогащаем.

Я хотел бы закончить статью рассказом о том, что помогло мне переосмыслить эти вещи, когда я начал соревноваться. Вот видео Ника Уиллиамса и Дениз Паулино Фелан, танцующих пьюр бальбоа во время одного из соревнований на Бальбоа Рандеву. Если вы будете смотреть на него как танцор балсвинга или линди хопа, вы пропустите много того, что там происходит. Но если вы посмотрите на это как танцор пьюр бальбоа, обращая внимание на незначительные изменения в ритме и переносе веса, на музыкальность и партнёрство, на движения, которые в основном идут от колена и ниже, я думаю, вы увидите, каким может быть современный танец, который всё ещё отражает сущность пьюр бальбоа.
В оригинальной версии статьи здесь указано другое видео. К сожалению, оно больше не доступно.
Может показаться, что большинство людей в подобных клипах просто делают базовые шаги. Однако танцоры пьюр бальбоа не думали о базовых шагах как о «базовых шагах». Это становится очевидно, когда попросишь олдтаймера Дина Рафтери сделать его «бейсик» одинаковым образом два раза подряд. Я думаю, что для них каждый шаг был полон незначительных изменений. Конечно, со стороны может выглядеть так, словно они просто делают степ-степ-холд-степ, но если посмотришь повнимательнее… из-за акцентов, шаффлов, движения в противоход, триплов, небольших перемещений — они не просто делают «базовый шаг», они протанцовывают этот базовый шаг.

Я считаю, что большинство танцоров первого поколения танцевали свой базовый шаг, как результат от постоянного «эффекта бабочки»". Под «эффектом бабочки» я имею ввиду теорию о том, что взмах крыльев бабочки в Индии приводит через ряд событий к возникновению урагана в Тихом океане. Проще говоря, крохотное изменение во время переноса веса в начале базового шага возымеет эффект, который изменит базовый шаг в контексте переноса веса, акцентов, шаффлов и так далее — что является одной из теорий, объясняющей почему олдтаймерам, таким как Дин Рафтери и многим другим сложно повторить тот же самый «бейсик» два раза подряд.
АВТОР СТАТЬИ БОББИ УАЙТ
ПЕРЕВОД ОЛЬГИ МАРЬИНОЙ
ОРИГИНАЛ СТАТЬИ
12 апреля 2013 г.