Школа джазовых танцев МСДК
статьи
Архив джазовой музыки
An Early Jazz Recording Collection

Ссылка: archive.org/details/davidwnivenjazz?tab=about

By David W. Niven (May 19, 1920 — March 6, 2018)

Дэвид Нивен родился в мае 1920 года в Нью-Джерси. Он был учителем старших классов, а известен стал благодаря своему интересу к джазовой музыке: Дэвид собрал гигантскую музыкальную коллекцию, которая представляет огромную ценность для любителей джаза.

Когда Дэвиду было всего 10 лет, его старший двоюродный брат познакомил его с джазом — это была пластинка с записью выступления бэнда Луи Армстронга «Louis Armstrong's Hot Five» 1925 года, на ней были записаны треки «My Heart» и «Cornet Chop Suey». Музыка очень понравилась Дэвиду, и брат посоветовал ему послушать Бикса Байдербека. Дэвид скопил мелочь со сдачи от покупки газет, и купил пластинку с записью 1927 года, где были треки «At the Jazz Band Ball» и «Jazz Me Blues». Со временем он собрал все записи Бикса, сделанные до его смерти в 1931 году.

Увидев, что Дэвид так глубоко проникся джазом, брат предложил ему послушать Дюка Эллингтона. К этому моменту Дэвид уже весьма серьёзно относился к джазу и не просто слушал, а именно коллекционировал его — он искал и покупал конкретные пластинки, стараясь собрать все доступные записи. Так и с Дюком Эллингтоном: Дэвид выяснил, что в 1924 году он сделал первую коммерческую запись в составе бэнда из шести музыкантов, который тогда назывался «The Washingtonians», и купил эту пластинку. В конечном итоге Дэвид отыскал все записи Дюка Эллингтона, сделанные до начала Второй мировой войны, а также достал около 75% пластинок с его записями, сделанными до смерти Дюка в 1974 году. Это около 180 часов джаза! Дэвид действительно серьёзно увлёкся коллекционированием.

Тридцатые годы, десятилетие до Второй мировой войны, выпало на взросление Дэвида — он отучился в школе и закончил университет. За это время его коллекция пластинок выросла до нескольких тысяч. Так он стал обладателем удивительного сокровища — «коллекции ранней джазовой музыки», как он её называл.

В послевоенные годы ему пришлось на некоторое время заняться другими делами, которые отвлекли его от коллекции. Но всё это время он надеялся, что кто-нибудь из его детей тоже заинтересуется джазом, и сможет послушать все эти прекрасные пластинки.

И вскоре Дэвид стал делать кассетные записи с треками со своих пластинок. Он придумал систему категоризации: располагал записи в хронологическом порядке, добавляя подробные комментарии о том, в каком году какая запись была сделана, о том, где она была сделана, какие музыканты участвовали и кто был солистом.

Дэвид сам определял, кого отнести к «легендам» джазовой музыки, и самостоятельно определил границу между ранним джазом и бибопом (который в его сборники уже не вошёл). Он не рассчитывал, что музыкальные критики и другие знатоки джаза будут согласны со всеми его решениями. Но это были решения человека, влюблённого в джаз, человека, который прослушал тысячи записей.

Кассеты были записаны где-то в 1980—1990 годах. Некоторые музыканты, игра которых звучит на записях, тогда ещё были живы. В архив Дэвида вошло более 650 кассет, это примерно 10 000 часов записей. По словам самого Дэвида, это около половины его коллекции винила.

Благодаря комментариям автора этот удивительный архив стал обширным и подробным каталогом джазовой музыки.
Огромное спасибо Павлу Рукину за то, что рассказал нам об этом. Теперь мы делимся этими материалами с вами!